Версия Гескина. Почему "Адидас" уходит из легкой атлетики
Атлетика

Версия Гескина. Почему "Адидас" уходит из легкой атлетики

В своей рубрике обозреватель "Спортфакта" Владимир Гескин разбирается в причинах, побудивших знаменитую немецкую компанию разорвать контракт с Международной федерацией легкой атлетики (ИААФ)


Сообщение о том, что "Адидас" досрочно, за 4 года до окончания, разрывает 11-летний контракт с ИААФ, о чем информационные агентства передали в минувшее воскресенье, многие сочли настоящей бомбой. В Сети сразу же появились комментарии, суть которых сводилась к тому, что "Адидас" всегда отличался непримиримой позицией по отношению к допингу и что его нынешнее решение заслуживает самой высокой оценки. Дескать, репутация для немцев превыше всего, и они не хотят, чтобы их бизнес в хоть какой-то мере ассоциировался с допингом и скандалами.

Бомба взорвалась, дым рассеялся. И теперь многое стало видно куда отчетливее.

Во-первых, стало известно, что пока "Адидас" контракта с ИААФ (33 миллиона долларов на 11 лет, то есть три миллиона в год) не разорвал, а только собирается это сделать. Хотя сомнений в том, что это произойдет, почти нет.

Во-вторых, обозреватели обратили внимание на то, что о своих намерениях "Адидас" объявил вслед за опубликованием второй части доклада специальной комиссии Всемирного антидопингового агентства, где речь, в основном, шла о махинациях и коррупции внутри и вокруг ИААФ. И тут же возник вопрос: почему, в таком случае, немецкая компания не собирается точно так же разорвать контакты и с ФИФА, где махинаций и коррупции никак не меньше?

В-третьих, появились данные, что соглашение с ИААФ немцы вообще считали ошибкой и им тяготились. Так что последние события в легкой атлетике, а главное - опубликование той самой второй части доклада спецкомиссии, - для них более чем удачный повод откланяться.
Действительно, еще в прошлом году в "Адидасе" разработали масштабную программу развития под названием "Создавая будущее". И упор там был сделан на футбол. Суть программы можно сформулировать так: если компания хочет победить на "рынке гигантов", футбол для нее первостепенен.

Между тем, на этом рынке "Адидас" отставал. В 2014 году он предоставил форму 8 командам, вышедшим в финальную часть бразильского чемпионата мира. Столько же команд было и у "Пумы". Тогда как "Найки" экипировала больше всех -10 команд. А главное, стала теснить адидасовского конкурента в Европе, которую немецкий концерн всегда считал своей вотчиной. Нужно было защищаться, а лучше - нанести ответный удар.

Вот тогда и возник лозунг: все силы - на футбол. Какая еще легкая атлетика? По боку! И в том же 2014-м "Адидасу" удалось заключить суперконтракт с "Манчестер Юнайтед": 750 миллионов фунтов на 10 лет!

В том, что ИААФ получит от ворот поворот, присутствуют, конечно, и определенные моральные соображения, но главное - чистая коммерция. Соглашение с ИААФ, по мнению немецких боссов, не приносило желаемых плодов. Подозрительных результатов у легкоатлетов становилось все больше, а средний возраст тех, кто интересуется в мире легкой атлетикой, достиг 55 лет. Так зачем такое соглашение нужно?

Футбол - другое дело. Прочные связи с ФИФА установились у "Адидаса" еще 45 лет назад. Это курица, которая несет золотые яйца. К тому же скандал в ФИФА касался финансовых махинаций внутри международной федерации, не повлияв на качество игры и результаты команд.
В общем, вывод прост: "Адидас" решил вкладывать деньги туда, где можно хорошо зарабатывать.

Но вот что интересно: тут же пошли слухи и сигналы, что спонсором ИААФ готова стать "Найки". Зачем американцам это нужно? В чем они видят свой профит в нынешней, аховой для легкоатлетов ситуации?

Ответ, возможно, лежит на поверхности. Нынешний президент ИААФ англичанин Себастьян Коу 38 (!) лет был "лицом" "Найки". И получал за свои труды сто тысяч долларов в год.

Так что, вполне вероятно, "Найки" хочет поддержать своего преданного клиента в столь непростые для него и его федерации времена.