Версия Гескина. Как 19-летнюю бельгийку поймали на велосипеде с моторчиком
Остальные

Версия Гескина. Как 19-летнюю бельгийку поймали на велосипеде с моторчиком

В мире велоспорта грянул "допинговый" скандал. В переносном смысле - потому что речь идет не о запрещенном препарате, а о технологическом допинге.


Обозреватель "Спортфакта" Владимир Гескин рассказывает о допинговом скандале, к которому российские спортсмены не имеют никакого отношения. Оказывается, и такое бывает, хотя за последнее время мы от этого отвыкли.

В центре скандала, как вы, возможно, слышали, оказалась 19-летняя бельгийская велогонщица Фемке Ван ден Дрисше. Она выступала на чемпионате мира по велокроссу среди спортсменов до 23 лет, проходившем в конце прошлой недели у нее на родине, в Зольдере, и считалась, отметим, одним из фаворитов, поскольку носит титул чемпионки Европы. Но во время гонки, на заключительном круге, ее велосипед сломался, так что Фемке, чтобы добраться до финиша, пришлось его толкать.

И тут началось. Одни говорят - кто-то "стукнул", другие утверждают, что и "стучать" не нужно было: электрические провода, уходившие внутрь рамы, представители Международного союза велосипедистов (UCI) заметили сразу, а затем обнаружили и моторчик. Таким образом, Ван ден Дрисше создала прецедент: это первый в истории велоспорта достоверный случай использования механического допинга (его еще называют технологическим).

Правда, сама бельгийка свою вину категорически отрицает. По словам Фемке, она стала жертвой досадной оплошности: мол, велосипед с моторчиком принадлежит ее другу (что тот с готовностью подтвердил), и все дело в том, что механик случайно две машины перепутал. О чем она и не подозревала.

Так это или нет, теперь должна выяснить соответствующая комиссия UCI. По недавно принятым международной федерацией правилам, спортсменке грозит дисквалификация на полгода и штраф на сумму 200 тысяч швейцарских франков (примерно 195 тысяч долларов).

Только вот в невиновность Ван ден Дрисше мало кто верит. И прежде всего - в ее родной Бельгии, где велогонки - национальный вид спорта. Для спортсменки требуют пожизненного наказания. Бельгийские газеты утверждают теперь, что ничего другого от Фемке и ждать было нельзя - такая уж у нее семья. Оказывается, ее брат Нильс отбывает дисквалификацию за применение эритропоэтина и, плюс ко всему, находится под следствием (причем вместе с собственным отцом) - за попытку кражи двух редких попугаев из зоомагазина.

***

На самом деле слухи о нечистых на руку гонщиках-профессионалах и байках с секретными моторчиками гуляют по велосипедному миру уже давно - больше десяти лет. Но до поры до времени официальные лица UCI всерьез их не воспринимали. "У нас нет никаких доказательств того, что кто-то использует такие приспособления в гонках, - заявил в 2010 году ирландец Пэт Маккуэйд, который тогда был президентом Международного союза. - А значит, все разговоры на эту тему бессмысленны".

На самом же деле именно в том - 2010-м - году разговоры как раз обрели смысл. Самые серьезные подозрения вызвал супергонщик - швейцарец Фабиан Канчеллара, обладатель золота пекинских Игр и неоднократный чемпион мира в гонке с раздельным стартом. То, в каком стиле он в том году выиграл две классических однодневки - "Тур Фландрии" и "Париж - Рубэ", - было, по мнению многих специалистов, за гранью человеческих возможностей.

"Я очень хорошо помню тот "Тур Фландрии", внимательно следил за гонкой по телевизору, - рассказал мне известный в недавнем прошлом российский шоссейник, попросивший по ряду причин не называть своего имени. - Гонка шла на пределе сил, в какой-то момент на экране появился Канчеллара, мне показалось, что он нажал какую-то кнопку на руле, - и тут же его скорость резко увеличилась. Поверьте моему опыту, так не бывает. Я даже мысленно воскликнул: "Он что - моторчик включил?!

До сих пор уверен: именно так и было. Просто тогда велосипеды не проверяли, поэтому Канчеллара и не поймали".

Тем не менее под давлением прессы (прежде всего - итальянской) UCI была вынуждена ввести выборочные проверки байков на всех крупных соревнованиях - в том числе и на крупнейших многодневных гонках, а также внести в правила понятие "механического допинга". Теперь ясно, что сделано это было не зря.

***

"Только ведь секретный моторчик, на котором попалась бельгийская дуреха, - это уже старый, дедовский метод, - продолжил мой собеседник. - Сейчас в велосипедном мире много разговоров о загадочных электромагнитных колесах. Вроде бы цена каждого - 200 тысяч евро".

Публикация в миланской La Gazzetta dello Sport эти слова подтверждает. Колеса, где используются электромагнитные принципы, благодаря чему к силе ног самого гонщика можно добавить до 60-ти ватт, действительно существуют. Их производитель предпочитает оставаться в тени, купить колесо можно только у посредников, причем ждать придется не меньше полугода…

Так что легкой жизни UCI ждать не приходится. Скорее всего, впереди новые, куда более громкие скандалы, чем нынешний - с 19-летней Фемке.