Николай Грязин: "В "Формуле" условия более тепличные, чем в ралли"
Остальные

Николай Грязин: "В "Формуле" условия более тепличные, чем в ралли"

Российский пилот латвийской команды Sports Racing Technologies рассказал о подготовке ко второй - асфальтовой - половине раллийного сезона-2016


В этом году  молодой и уже титулованный  раллист Николай Грязин примет участие в молодежном чемпионате Европы – ERC Junior. Первый этап серии состоится  7 апреля в Ирландии.

- В отличии от кольцевых гонок раллийный сезон  делится на две части. Первая - это зимний сезон, где машины гоняют по снегу и льду, вторая часть - асфальтовая  или гравийная, которая длится до наступления первой. Расскажи, как провел зимние гонки?

- Первой гонкой  в этом году  было ралли Алуксне. Ей предшествовали несколько тренировочных тестовых  дней. Это ралли я ехал в качестве разогрева к гонке ралли Сарма. Важно было вспомнить, как ездить по снегу, освежить навыки езды по стенограмме после Новогодних каникул. Ралли Сарма была тоже подготовительной гонкой, которую мы ехали хорошо, только испытывали проблемы с колесами. Но скорость показывали очень достойную! Много допов выиграли, и это меня очень радовало!

А вот следующая гонка, ралли Лиепая, должна была быть боевой.  Но этот первый этап чемпионата Европы перенесли на сентябрь. На данный этап я уже подраскатился, получаю удовольствие от езды, вошел в тренировочно-боевой график. К сожалению, у меня не получилось выиграть Ралли Сарма, но я прогрессировал и гонкой, в целом, доволен.

- Можно сказать, что в ралли ты всего второй сезон. Ездил ли ты раньше на асфальтовых ралли или только тренировался на асфальте?

- Если  Rally Masters Show, которое проходит на велодорожке в Крылатском,  расценивать как  асфальтовое ралли, то, конечно, ездил. А если не рассматривать, то я лишь принимал участие  в асфальтовых тренировках. Тренировался в Ирландии, но расцениваю эту тренировку  как  неудачную,  т.к.  разбил машину во втором прохождении, и после этого мы больше там не гоняли. А вот в этом году я достаточно удачно провел тестовые дни в Cан-Марино, хоть и итальянские дорожки стали сюрпризом для нашего экипажа.

- Не секрет, что до ралли ты выступал в кольцевых гонках. Помогает ли кольцевой опыт на асфальтовых этапах ралли?

- В плане лучшего проезда в асфальтовых тренировках - безусловно, помогает! В кольце ты привыкаешь ездить везде в грань, т.е.  максимально быстро. Что касается кольца, по всему треку только ровный асфальт. Все кольцевики учат трассу наизусть и наматывают километры круг за кругом по одной и той же дороге. В ралли нет абсолютно ровного асфальта. Встречаются прыжки и другие неровности.  Уверен, что кольцо научило меня жестко тормозить, и это  умение я часто применяю в ралли.

Также кольцо учит чувствовать машину, верно подбирать все настройки. Но даже если ты быстрый пилот в кольцевых гонках, далеко не факт, что ты будешь быстрым и в ралли. Все же в ралли очень большой вес имеет стенограмма, и именно от умения правильно записывать ее и  потом верно трактовать зависит успех или не успех в ралли.

- Опасны ли прыжки для людей, которые только-только перешли из кольцевых гонок в ралли?

- По своей практике могу сказать, что самое важно - верно объяснить,  что нужно делать, а что ни в коем случае нельзя. Уверен, новички от первых своих удачных прыжков получают удовольствие, т.к. это новое ощущение.  На тренировках эти моменты отрабатываются, им уделяется не мало внимания. Очень важно, не давать никакого вращения во время прыжка и верно отстроить машину, чтобы не «отстреливало» заднюю ось и чтобы она четко прыгала.

Сложность может вызывать прыжок с поворотом, так как в данном случае, машиной необходимо управлять очень четко. Тут очень важен опыт в подобных ситуациях. Помню, у меня было одно очень неприятное приземление после прыжка в Швейцарии, удар пришелся прямо в голову и был очень ощутим, потому как машина была низка и «стоппер» довольно рано сработал (так называемая система Bump-stop в спортивном амортизаторе резко замедляет ход штока на последней стадии, предотвращая “пробой” при резком сжатии, например, наезде на препятствие или жестком приземлении).

- Практически все пилоты готовясь к гонкам просматривают онборды. А как готовишься к гонкам ты?

- Я смотрю записи только для того, чтобы понять, по какой местности предстоит гонять. От этого зависит выбор места для тренировочных дней перед гонкой.  А что касается сравнения скорости пилотов, этому я не уделяю большое внимание. Когда был в кольце, то смотрел и сравнивал скорости быстрых пилотов, там по видео можно увидеть и верную траекторию, и точки торможения.  В ралли просто времени не хватит просмотреть все допы и запомнить их. Да, к тому же со мной бывало и так, что ты запомнил и вот едешь, едешь по памяти, а она тебя бах и подводит , а  ты уже резко затормозил и, оказалось, зря. А время ушло и вернуть его назад уже нельзя.  Поэтому в ралли необходимо ездить на слух и полностью доверять штурману – это, наверное, секрет успеха!

- Чувствуется ли некая повышенная ответственность за штурмана, который всегда рядом и принимает непосредственное участие в гонках?

- Безусловно! Кстати, в первое время меня дико смущало, что с тобой рядом  сидит человек, который видит твои эмоции и ошибки, которые ты совершаешь по ходу гонки или тренировки. Сейчас я уже полностью адаптировался и у нас с Ярославом отличные дружеские и командные отношения.  А так, конечно, ответственность чувствуется, ведь рядом со мной сидит живой человек (улыбается).

- Получается, что более ответственные гонки в ралли, а как обстоит дело с опасностью? На твой взгляд, какой вид автоспорта более опасен для жизни пилота/экипажа: "Формула-1" или ралли и почему?

- Думаю, что ралли - более опасный вид спорта. В ралли, чтобы выиграть, ты должен быстро  промчаться  по допам, которые только два раза проехал перед стартом. Запомнить более 180 км  участков просто не реально, да и в ралли это не работает, к тому же условия дорог с каждым проездом спортсменов изменяются. Где-то выпал снежок, где-то откапался камень, появилась грязь, и все эти изменения сильно влияют на прохождение спецучастков.

В "Формуле" условия более тепличные.  В ралли  очень близко с  дорогой стоят дома, деревья, и ты едешь рядом с ними на огромной скорости. В "Формуле", конечно, тоже есть опасность. У формулистов голова открыта и это уязвимое место. В кольцевых гонках пилот знает трассу, и, плюс, существует наличие  безопасных зон, где, в случае ошибки, вы не разобьете машину. А в ралли, практически в каждом повороте, можно врезаться в дерево или улететь в стену.

- 7 апреля стартует Ралли Circuit of Ireland - первый этап молодежного чемпионата Европы ERC Junior. С кем из соперников планируешь серьезно побороться на этапе в Ирландии?

- Планирую побороться со всеми! (Улыбается.) Хочу быть первым! К сожалению, я еще не знаю уровень ребят, которые будут стартовать вместе со мной. Очень многие пересели на Opel,  и пока не известно, какую скорость они покажут. Минимальные планы - показать лучшую скорость  соперникам, которые гоняют на Peugeot, и навязать всем борьбу.

Думаю, что это будет не просто, но я буду прилагать максимум усилий! Конечно, там все спортсмены будут стараться показать максимум, на что они способны, ведь это чемпионат Европы, пусть даже Junior. У меня у самого очень большой спортивный  интерес. Я много тренировался и уже очень хочется посмотреть, чего же достиг, какого уровня за год по сравнению с ребятами, которые выступают в ERC  уже не первый год.

- В качестве тренировки ты только что проехал Spa Rally в Бельгии. Расскажи, как прошла эта гонка?

- Мы начали ее немного неправильно: сразу на первом спецучастке, где было очень скользко, ткнулись в дерево и повредили радиатор и дополнительные фары. Это было в первый день, и мы сошли, чтобы машину не перегреть. За ночь команда все восстановила и следующий день начали бодро. На всех допах, которые мы проехали, времена были либо первые в классе, либо близки к лидерам. Я привык и к дороге, и к покрытию, очень хорошо ехали. Но на финальном спецучастке решили прыгнуть на трамплине, где при первом прохождении сильно осадили машину. После приземления слетел патрубок с радиатора, мотор опять начал перегреваться, поэтому приняли решение остановиться - сохранить двигатель.

В целом, гонкой я доволен, это хорошая тренировка и опыт. В Ирландии мы будем бороться за очки, поэтому ехать надо чуть более аккуратно,  внимательно, без права на серьезные ошибки. Думаю, мы сможем грамотно построить стратегию и провести первую гонку в ERC с расчетом на максимальный результат!

- В ноябре 2015 ты дебютировал на Rally Du Valais на полноприводной Skoda Fabia R5. Планируешь ли в этом году еще старты на этой машине или год посвящен только ERC Junior на Peugeot?

- На Skoda первый старт планируется  в Москве на Rally Masters Show, которое пройдет в Крылатском 22-23 апреля. А так же, при хорошем раскладе этого года, планируем, в конце сезона или начале следующего проехать этап ERC.

По твоим словам, прошел год упорных тренировок. Как ты сам оцениваешь свой прогресс, и есть ли он?

Прогресс, определенно, присутствует. Самое важное и первое  - я перестал  путать право с лево!(Улыбается) Какие-то места я езжу  уже очень быстро и достойно, порой, еду быстрее, чем умею. Конечно, не всегда это приводит к положительным последствиям. Но еще есть, к чему стремиться, море нюансов, которые еще нужно досконально изучить и проработать. Основное умение, которое нужно довести до совершенства - быстрая и верная работа со стенограммой.  Когда полностью разберусь с ней, это поможет мне быстрее разогнаться.

- Расскажи в целом про процесс ознакомления с дорогой и записи стенограммы в ралли?

- На ознакомлении экипажу дают возможность проехать по спецучасткам два раза. Во время ознакомления экипаж проезжает по ним на обычных автомобилях, соблюдая все правила дорожного движения, так как гонки проходят по дорогам общего пользования. В первый проезд по определенной системе оценивается крутизна поворотов и расстояние между ними, пилот диктует эту информацию штурману, а тот записывает все в тетрадь определенными символами. Так мы пишем стенограмму! Во второй проезд мы проверяем записанное. А третий раз - непосредственно гоночный, где перед экипажем стоит задача стать быстрейшим и занять первое место!

Ты ездишь в ралли на переднеприводной машине, а к нам в гости приехал на BMW. Есть ли что-то общее в поведении машин, не мешает ли такое разное поведение наработке навыков?

Задний привод – машины, реально, не простые в управлении. Конечно, такая машина иначе себя ведет в заносах, ей необходимо больше рулить, тем самым контролировать угол заноса. Много газа для такой машины - верный путь  развороту. Переднеприводный Peugeot в управлении намного легче. Важно, просто регулировать ход машины педалью "газ" и не бояться, на первый взгляд, опасных ситуаций. Думаю, заднеприводная машина - это очень хорошая школа для того, чтобы почувствовать машину. В моей голове стоит некий переключатель,  который регулирует правила поведения при управлении заднеприводной или переднеприводной машиной.

Это происходит абсолютно бессознательно и меня совсем не отвлекает. Аналогичное же переключение происходит, когда я пересаживаюсь с раллийной машины на кольцевую. Манера езды переключается автоматически, каким образом это происходит, точно сказать не могу.

- И напоследок, согласен ли ты с выражением: "Чем сложнее борьба, тем значительней победа"?

- Согласен на все 100! Чем больше я проигрываю, тем больше я понимаю, что есть к чему стремиться. Если я буду всюду быстрый, у меня не будет ускорения. Если у меня не будет ускорения, не будет прогресса. Поэтому в каждой гонке, если у меня не вышло выиграть, я ищу положительные моменты - прогрессы, которые мотивируют на следующую. В данный момент, я очень рад, что есть  гонщики, которые быстрей меня. Я к ним стремлюсь и постараюсь превзойти их скорость, побить их рекорды.  Уверен, что чем сложнее борьба и путь к победе, тем слаще сама победа!

Источник: http://www.sportfakt.ru/