Наш человек в кругосветке
Остальные

Наш человек в кругосветке

В парусной гонке вокруг света собирается принять участие россиянин Игорь Зарецкий. С ним встретился обозреватель «Спортфакта» Владимир Гескин.
Допинговые скандалы, Родченковы, Макларены, комиссии, бутылки с мочой и санкции надоели – сил нет. Взмахнуть бы волшебной палочкой – и выбросить все это из головы. Пусть не навсегда, хотя бы на год. Или перенестись лет на пятьдесят назад. Ни тебе мобильников, ни интернета. Кайф!

Может, именно поэтому я так завидую ярославскому яхтсмену Игорю Зарецкому, который собирается в кругосветную гонку Golden Globe Race. Вокруг «шарика» в одиночестве, без остановок и к тому же без современных технологий, спутниковой навигации и какой-либо внешней помощи.

Хотя и тут, конечно, не без минусов. Год питаться «дошираком» я точно не смог бы. Да что там – даже неделю.

Англичанин Роберт Нокс-Джонстон - единственный из участников самой первой кругосветной гонки-1986/69, кто добрался до финиша
Англичанин Роберт Нокс-Джонстон - единственный из участников самой первой кругосветной гонки-1986/69, кто добрался до финиша

Гонка, в которой примет участие Зарецкий, посвящена пятидесятилетию первой одиночной безостановочной кругосветки, стартовавшей в 1968-м. Тогда в путешествие отправились восемь смельчаков, а финишировал только один – 30-летний англичанин Роберт Нокс-Джонстон. Вокруг света на своей «Сухаили» он прошел за 312 дней.

На этот раз на старт дистанции длиной 30 000 миль выйдут тридцать яхтсменов, и среди них Зарецкий, чью заявку оргкомитет принял без всяких вопросов. Ничего удивительного: в парусном мире он хорошо известен. К примеру, в 2010-м победил в «Jester Challenge» - знаменитой международной гонке одиночников через Атлантический океан. Больше такого успеха никто из наших не добивался. Выдающееся достижение!

Только вот многие ли из вас об этом достижении вообще слышали?

Игорь Зарецкий
Игорь Зарецкий

Это был разговор сухопутной крысы с морским волком. Поначалу шло туго. Вроде бы говорили на одном языке, но слишком уж мы разные. Один плохо представляет, что такое жизнь под парусом, для другого это как раз и есть – жизнь.

Я спросил:

- Вокруг света… Вам не страшно?

- Как это не страшно? – удивился Зарецкий. – Стихия есть стихия.

- А с виду вы нормальный человек, – неожиданно вырвалось у меня.

- Ну, это, наверное, только с виду, - засмеялся Зарецкий.

Он оказался совсем не таким, каким я его себе представлял. Думал, он суров и немногословен, взгляд исподлобья, обветренное лицо, обязательная шкиперская бородка. Ошибся на все сто процентов.

Более веселого и жизнерадостного человека трудно представить. Глаз с искрой, отличный рассказчик. И бороды нет.

***

До начала кругосветки еще полтора года: старт будет дан в английском Фалмуте в июне 2018-го. Но у Зарецкого уже сейчас полно забот. Главная, как у всех в эти дни, - деньги, в этом он не оригинален. Отличие в сумме: чтобы отправиться в гонку, нужно примерно 200 тысяч евро. Прежде всего на яхту.

Воспользуюсь подробностями, которые вычитал в журнале Yacht Russia. Участники регаты отправятся вокруг света на судах примерно тех же размерений (слово-то какое, я его раньше и не знал), что и «Сухаили» Нокс-Джонстона, то есть длиной от 32 до 36 футов. Есть и другие ограничения: год постройки лодки – не позже 1988-го, минимальное водоизмещение - 6,5 тонн. Паруса должны быть из дакрона. И никакой электроники на борту (фото- и кинокамеры – производства 60-х годов). Вместо электрического автопилота - секстант и хронометр. Все это, написано в журнале, возвращает к корням - в годы, когда яхтсмены были героями, а их плавания были сродни подвигу.

Нужную яхту Зарецкий уже подыскал – в Турции, теперь хорошо бы ее купить. Дело за малым – найти деньги, для чего тот же Yacht Russia объявил в интернете сбор средств.

Я спросил - сколько уже собрали?

- Лайков и перепостов много, возгласов «поддержим» - тоже, - сказал Зарецкий. – Но помог пока только один человек. Перевел две тысячи.

- Евро?

- Рублей.

- И как быть? Вы остаетесь оптимистом? Шанс есть?

- Ну, шанс есть всегда. Просто многое зависит от того, какую лодку в итоге удастся приобрести, как она будет оснащена, надо ли что-то переделывать под себя. К тому же у организаторов немало требований - к примеру, по аварийному вооружению, по аварийному рулю. Все это нужно будет изготовить и продемонстрировать тем же организаторам. Или вот они предлагают аптечку ценой аж 1200 фунтов. Плюс спутниковый телефон, различные аварийные космические штуки…

- Телефон? А как же главный принцип, что все должно быть, как 50 лет назад?

- Современные средства связи будут упакованы, под печатью. Ими можно будет воспользоваться только в самой критической ситуации. Но в таком случае участника сразу снимут с гонки.

- А каким образом организаторы будут узнавать ваши координаты?

- На яхте установят прибор, с помощью которого я каждую неделю должен посылать им эсэмэски. Не прислал – штраф.

Участникам Golden Globe Race предстоит обойти весь земной шар без остановок и без использования современных средств связи
Участникам Golden Globe Race предстоит обойти весь земной шар без остановок и без использования современных средств связи

Чем дольше мы разговаривали, тем больше я узнавал абсолютно поразительных подробностей о морских путешествиях. Узнал, например, что когда человек много дней идет на яхте в одиночку, начинает слышать голоса.

- Я сам не раз слышал, - сказал Зарецкий. – Что именно говорят – не разобрать, но слышишь отчетливо. Видимо, дефицит общения и порождает эти иллюзии. Когда шел через Атлантику, у меня за стенкой переговаривались два человека. Один мой приятель, Миша Солдатов, который тоже участвовал в «Jester Challenge», потом замечательно написал об этом в своей книге. Мол, главное, в разговор не вступать.

- Тоска не замучает? Как быть без родных, без семьи почти целый год?

- Без семьи, конечно, плохо. Но это соревнование. Все будут в равных условиях. И выиграет тот, кто позже загрустит.

- А как быть с едой? Ведь сколько продуктов нужно взять!

- Тут, понятно, не до разносолов. Возьму с собой спагетти, сухари, тушенку, всякие «дошираки». Этим «доширакам» ничего не будет: кипятком залил, чесночка покрошил – и отлично, бодрит. И тушенке ничего не будет – если банки как следует закрепить. Иначе они друг о друга трутся, и…

- Неужели металл протирается?

- Да. У меня однажды так было: положил в трюм, думал: тут пониже, значит - сохраннее будут. Но их мяло друг о друга на волне. И в результате банок 20 пришлось выкинуть, мясо начало гнить. Поэтому систему хранения предстоит очень четко продумать. И чтоб какое-то личное пространство еще оставалось. Но это, опять-таки, исходя из лодки.

- А как полвека назад выходили из положения?

- У Нокс-Джонстона вся лодка была забита продуктами, веревками и прочим, только койка оставалась свободной.

- На чем он готовил?

- На керосине.

- Его тоже нужно много.

- Да, поэтому мне предстоит выбрать, что предпочесть – керосин, газ или спирт.

***

Я попросил Игоря рассказать, каким будет его распорядок дня во время гонки. Чем он будет заниматься? Найдется ли время почитать книгу? Как будет спать?

Он ответил так:

- Просыпаюсь с рассветом. Делаю кофе. Плюс тот же «доширак». Но вообще понятия «завтрак», «обед» и «ужин» там довольно-таки условные. Есть время – перекусил. Со сном то же самое. Сделал какую-то работу – прилег на 20 - 40 минут. Исходя из того, что если ты на горизонте увидел корабль, то уже скоро он будет где-то рядом. Дольше спать опасно.

- И вот так - целый год? Кошмар!

- Вообще-то ничего страшного. Не скажу, чтобы в Атлантике я не высыпался. Есть время и почитать, и музыку послушать - когда погода позволяет и когда работу сделал.

- О какой работе речь?

- Прежде всего, с парусами. Плюс всегда какие-нибудь канаты, веревочки истираются. Их надо заменять - или эти места защищать. И, конечно, измерение координат. В кругосветке использовать GPS будет запрещено. Остается астронавигация. Надо заранее рассчитывать, какие светила будут видны, а также время наблюдений. Калькуляторы тоже запрещены. Поэтому придется самому обрабатывать результаты.

- Это что же - считать столбиком?

- Именно. Занимает около 40 минут. При том что в день нужно провести несколько наблюдений. Так что в океане грустить некогда. Ну и просто на палубе посидеть, вокруг посмотреть, пока погода позволяет.

- Наверное, и рыбу можно половить.

- Не стоит. Лишнее сопротивление воды. Да, кстати, вот еще занятие. Если целую неделю будет пасмурно, астронавигационными методами свое положение не определишь. Каждый час бросай в воду механический лаг – это на тросе такая турбинка, а потом считай свою скорость, записывай. И смотри, чтобы акулы твой лаг не откусили. Они это любят.

- В таких гонках с ума не сходят?

- Да когда там! В эти гонки, наверное, уже идут…

- …немного чокнутые?

- Ну, будем считать, что как раз такие.

***

Да, я же забыл рассказать вам о маршруте Golden Globe Race. Старт будет дан в английском Фалмуте. Оттуда – на юг, огибая Европу и Африку. После Мыса Доброй надежды – на восток, к Австралии, а затем и к Южной Америке. Мыс Горн – и на север, пересекая Атлантику. В тот же Фалмут.

Я спросил Зарецкого: какая часть маршрута, с его точки зрения, будет самой сложной?

- Вообще-то, дунуть-то может везде, - сказал он. - Но основные проблемы будут в Южном океане. И прежде всего – ближе к мысу Горн. Потому что там уходишь далеко на юг, холодно. А вообще, в Южном океане постоянные сильные ветра. Суши почти нет – и, значит, ветер гуляет без сопротивления.

Тут сухопутной крысе захотелось выяснить, с какими волнами морскому волку доводилось иметь дело. Видимо, это был не очень профессиональный вопрос. Во всяком случае, Зарецкого он удивил:

- Даже не знаю. Вообще-то в Атлантике волны не очень большие, метров пять. В Южном океане, конечно, будут повыше. Но с лодки это определить довольно сложно. Обычно считается, что человек раза в два завышает высоту волны.

- От ужаса?

- Это, наверное, как у рыбаков – с размерами пойманной ими рыбы.

***

Немаловажная деталь: Игорю Зарецкому 65 лет. Когда он завершит кругосветку (а я уверен, что завершит), будет на два с половиной года больше. Солидно.

Но в списке участников Golden Globe Race он, представьте, отнюдь не самый возрастной. Одному сейчас 68. Другому и вовсе 71. Да уж, рисковые ребята.

Вскоре после победы в трансатлантической гонке Зарецкий загремел в больницу с инфарктом. Из-за этого пропустил торжественную церемонию, во время которой ему должны были вручить приз "Яхтсмен года».

Потом пришлось сделать две операции. На сердце.

Я спросил:

- Когда после этого вы решили вернуться в спорт, врачи не сопротивлялись?

Ответ последовал незамедлительно:

- Да я вообще-то и не спрашивал.

- Кто вы по профессии?

- У меня спортивное образование. Специализация была – плавание.

- То есть, если что, может пригодиться?

- А смысл? В океане не выплывешь. Хотя я не совсем прав. Был такой путешественник и исследователь Эрик Бишоп. Так же, как Хейердал, ходил на плотах в Тихом океане. Так вот он принципиально не учился плавать, потому что считал, что это ни к чему, только агонию продлит. В итоге его плот разбился у самого берега, и Бишоп погиб. Умел бы плавать – выплыл бы.

P.S. Любопытный факт, который я нашел на сайте предстоящий кругосветной гонки. Тех, кто летал в космос, более семисот. Тех, кто в одиночку ходил под парусом в суровых водах Южного океана, всего двести. Безумству храбрых…


Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь:

Вход через соцсети: