Календарь Гескина. Невероятный Уточкин
Остальные

Календарь Гескина. Невероятный Уточкин

140 лет назад, 12 июля 1876 года, родился Сергей Уточкин, удивительный человек, один из ярчайших спортсменов России на рубеже XIX - XX веков
Слышали ли вы, друзья, о Сергее Уточкине? Боюсь, многие - нет, это имя почти забыто, хотя в 1962 году сняли художественный фильм "В мертвой петле", где роль главного героя - Уточкина - сыграл Олег Стриженов. Но теперь и фильм забыт. Я, если честно, никогда его не видел.

Об Уточкине, конечно, помнят в Одессе, где он совершил большинство своих невероятных подвигов, там ему даже памятник поставили, да в Питере - те, кто живет на улице его имени. Но большинство из нас живет на других улицах. Еще о нем можно прочитать в очерках его близкого друга Куприна, в воспоминаниях Гиляровского и Утесова, в повестях Бабеля и Олеши и даже в одной из поэм Маяковского.

Но теперь, по-моему, и Маяковского не читают.

***

Так кто же это такой - Сергей Уточкин? Позволю себе привести пространную цитату из воспоминаний Леонида Утесова "Спасибо, сердце!":

"Считалось, что Одесса без Уточкина – не Одесса.

Он ее гордость, ее слава...

Представьте себе человека выше среднего роста, широкоплечего, на крепких ногах. Ярко-рыжие волосы, белесые ресницы, широкий нос и резко выступающий вперед подбородок. Он могуч, этот чудо-человек. Он храбр, он умен. Таких природа создает не часто. Это не просто спортсмен. Это эталон спортсмена.

Он лучший велосипедист, конькобежец, боксер, автомобилист,
парашютист-летчик – один из первых в России. Как велосипедист он вне конкуренции, а что касается автомобиля – то он на машине съехал по одесской лестнице с бульвара в порт. При этом надо знать, что за автомобили были в то время.

Когда на циклодроме велосипедные гонки, одесские мальчишки пристраиваются на деревянном заборе вокруг всей дорожки. На всем пути дистанции идет ор: "Рыжий, нажимай!" – Ба-ба-ба-ба-сявки! – на ходу кричит Уточкин и улыбается. Он уже далеко впереди своих конкурентов, и Одесса счастлива.

Уточкин – заика. Но какой! Если он начинал кричать "Босявки!" на старте, то заканчивал слово на финише. Как ни странно, его любят и за это. Кажется, если бы он говорил нормально, это не был бы Уточкин.

Как-то писатель Куприн полетел с Уточкиным на воздушном шаре. Потом оба написали свои впечатления о полете. Куприн в одной газете, Уточкин – в другой. Одесситы пальму писательского первенства отдали... Уточкину. Может быть, и это пресловутый одесский патриотизм. Но Уточкин действительно написал прекрасно.

Он добрый человек и может отдать все, что у него есть, бедной женщине, обратившейся к нему за помощью. Но сам он глубоко несчастен. От него ушла жена к богачу Анатра. У него много знакомых, но почти нет друзей. Ему завидуют, и потому о нем сплетничают. Он делается летчиком, но неудачи преследуют его. Он принимает участие в беспримерном перелете Петербург – Москва, но терпит аварию. Нервы не выдерживают, и он делается наркоманом. Бросает Одессу. И как Антей погибает, оторвавшись от земли, так Уточкин, оторвавшись от Одессы, погибает в сумасшедшем доме в Петербурге".

***

Сергей Исаевич Уточкин родился в Одессе 12 июля (по новому стилю) 1876 года. Его отец был успешным строительным подрядчиком, но рано умер, как и мать нашего героя. Так что Сергей вместе с двумя братьями воспитывался сначала у родственников, потом - у чужих людей.

Еще в детстве с ним случилась беда. Вот как описано это происшествие в очерке, размещенном на сайте odesskiy.com:

"Сергей жил на пансионе у преподавателя Ришельевской гимназии некоего Краузе - неизлечимого алкоголика с кучей детей. Однажды хозяин дома пропал, и несколько дней о нем не было ни слуху, ни духу. Случайно жена поднялась на чердак - он висел там в петле. Женщина обезумела и, схватив большой кухонный нож, перерезала своих детей. Сережа проснулся от диких криков, увидел на полу и постелях лужи крови, безумные глаза женщины - и спасся чудом. Вот с тех пор он и стал заикаться".

Понятно, что этот эпизод не мог не сказаться на психике Уточкина. В итоге и сказался - много позже. Через несколько десятилетий у него развилась мания преследования.

***

Подрядчик-отец оставил сыновьям немалый капитал, но выдавали его годовыми порциями. Именно на эти деньги Сергей купил себе первый велосипед (тогда это называлось - велоцикл). И в 15 лет решил завязать с учебой. Сказал:

"Я не хочу быть философом… Я - спортсмен".

Но вы даже представить не можете, до какой степени он был спортсменом - и сколь разносторонним. Побеждал в соревнованиях по боксу и борьбе, теннису и фехтованию, гребле и плаванию. Был отличным конькобежцем. Основал в Одессе два футбольных клуба и в одном из них был избран капитаном. Занимался джиу-джитсу, одним из первых в России освоил роликовые коньки, прыгал с парашютом.

Ну и, конечно, велосипед. Уточкин был многократным чемпионом и рекордсменом России, не раз выступал в Европе - и почти всегда побеждал, потому что был выдающимся финишером. Плюс (воспользуемся "Википедией") "бегал наперегонки с одесским паровым трамваем, соревновался на велосипеде со скаковой лошадью, а на роликовых коньках — против велосипедиста, причем, с неизменным успехом. Знаменитая Потемкинская лестница стала для него источником спортивных трюков: он спускался по ее ступеням на велосипеде, мотоцикле и автомобиле. Как спортсмен, Сергей Уточкин добился славы и признания, и среди одесских велосипедистов считалось особым шиком заикаться".

Сергей Уточкин
Сергей Уточкин


Еще Уточкин купил воздушный шар и несколько раз катал на нем своего друга Куприна. Вот что тот тогда же написал в своем очерке "Над землей":

"…Если есть в Одессе два популярных имени, то это имена бронзового Дюка, стоящего над бульварной лестницей, и Сергея Уточкина — кумира рыбаков, велосипедистов всех званий и возрастов, женщин, жадных до зрелищ, и уличных мальчишек".

Уточкин даже в Египте на своем шаре летал - чем безумно гордился.

***

В 1908 году француз Анри Фарман совершил 30-километровый перелет на биплане, сконструированном им вместе с братом Морисом. Начиналась эра авиации. Куда же тут без Уточкина?

Спустя полтора года, когда одесский банкир Ксидиас купил "Фарман IV", наш герой, выпросив у владельца машины разрешение, сел в аэроплан и взлетел - внимание! - без всякой подготовки. В воздухе он пробыл всего несколько минут, приземление было не самым удачным, но главное - он понял, что вот оно, его истинное призвание.

Никто Уточкина, хотел бы подчеркнуть, летать не учил. Но уже через пару месяцев он там же, в Одессе, совершил экзаменационный полет на звание пилота-авиатора. Выкупил "Фарман" у Ксидиаса - и стал летать, летать, летать.

Считается, что Уточкин был вторым после Михаила Ефимова российским пилотом. Но по вкладу в популяризацию авиации никто с ним сравниться не может. Он летал над семьюдесятью с лишним городами России, неизменно собирая многотысячные толпы зрителей. Среди зевак были и те, кто потом составил славу российской авиации - Илюшин и Климов с восторгом следили за его полетами в Москве, Поликарпов - в Орле, Сикорский и Микулин - в Киеве, Королев - в Нежине, Сухой - в Гомеле, Нестеров - в Тбилиси…

Получается, все они - наследники Уточкина по прямой.

***

Вот как газета "Русское слово" в 1910 году писала о его выступлении в Москве:

"Сегодняшние полеты Уточкина, несмотря на холод и ветер, привлекли такое громадное количество публики, какого не бывает даже на розыгрыше Дерби. Но еще больше было бесплатных зрителей, запрудивших всю Ходынку. Упражнения Уточкина вместо того, чтобы начаться с полета на высоту 200 метров, как обещала программа, начались со свободного полета. … Далее авиатор совершил фигурный полет. Он описал восьмерки, демонстрировал в воздухе подъемы и спуски, делал эффектные повороты, влетел в партер и держался на несколько метров над самыми головами зрителей, чем вызвал среди них немалый переполох, и затем моментально поднялся в вышину, продержавшись в воздухе 9 мин. 36 сек. День закончился полетом с дамой-пассажиркой, длившимся 2 мин. 1 сек."

А вот воспоминания Гиляровского:

"Конечно, я шел сюда смотреть полет Уточкина на аэроплане, конечно, я прочел и пересмотрел в иллюстрациях все об аэропланах, но видеть перед собой несущийся с шумом по воздуху на высоте нескольких сажен над землей громадный балаган — производит ошеломляющее впечатление. И посредине этого балагана сидел человек. Значит — помещение жилое. Несущееся по воздуху! Что-то сказочное!… Еще два круга — всего 9 — описывает аэроплан и опускается плавно и тихо на траву ипподрома. Уточкин выходит под гром аплодисментов перед трибуной. Чествуют победителя над воздухом..."

***

Летом 1911 года было объявлено, что вскоре состоится первая дальняя авиагонка Петербург - Москва. Сообщение о предстоящем перелете было встречено с огромным энтузиазмом, для участия записались 12 пилотов. Уточкин, естественно, был в их числе - и первым взлетел с Комендатского аэродрома в Питере. Быстро стало понятно, какие проблемы ждут пилотов: навигационных приборов тогда не было, предстояло держаться железной дороги, но облачность закрывала видимость…

До Новгорода полет Уточкина проходил нормально, но вдруг забарахлил мотор, и пришлось приземлиться для ремонта. На следующий день он продолжил путь, но сильнейший порыв ветра бросил его "Блерио" вниз. Наш герой с многочисленными переломами оказался в больнице.

Итоги перелета подвели "Русские ведомости":

"Из 12-ти записавшихся на него авиаторов трое совсем отказались от полета, трое разбились, один разбил свою машину, четверо застряли на промежуточных станциях и лишь один г. Васильев благополучно достиг цели и прилетел в Москву на второй день после отлета из Петербурга".

В общем, безумству храбрых…

***

Уточкин долго лежал в больнице. За это время от него ушла жена, а сам он пристрастился сначала к болеутоляющим средствам, а потом и к наркотикам.

Жизнь пошла под уклон.

У него развилась мания преследования, он то и дело попадал в психиатрические лечебницы и сбегал из них. Летом 1913-го Уточкин пытался прорваться в Зимний дворец, требовал доложить царю, что "известный авиатор нуждается в его защите". Бабель писал:

"Я видел Уточкина, одессита pur sang, беззаботного и глубокого, бесстрашного и обдумчивого, изящного и длиннорукого, блестящего и заику. Его заел кокаин или морфий, заел, говорят, после того, как он упал с аэроплана где-то в болотах Новгородской губернии. Бедный Уточкин, он сошел с ума…"

13 января 1915 года Сергей Уточкин скончался от кровоизлияния в мозг. Произошло это в петроградской больнице Св. Николая Чудотворца для душевнобольных.

Удивительная жизнь, трагичная смерть. Шла война, и его уход остался практически незамеченным. Похоронили спортсмена и пилота на кладбище Александро-Невской лавры.

Будете в Питере - зайдите, поклонитесь его праху.

 

Источник: http://www.sportfakt.ru/